Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Апостол и Евангелие в Неделю Всех святых, на Руси просиявших, — в переводе на русский и украинский

Версия для печатиВерсия для печати

Отрывки, читаемые за воскресным богослужением в Неделю Всех святых, на Руси просиявших, в переводе на русский, украинский и с толкованиями святых отцов.

 Призвание апостолов Петра и Иоанна

Послание святого апостола Павла к римлянам, глава 2, стихи 10-16

Братья, слава, честь и мир всем, всякому, делающему добро, во-первых иудею, потом и язычнику.

Ведь Бог безпристрастен!

Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.

Ведь праведны перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.

Потому что когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.

Они тем самым доказывают, что Закон запечатлён у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают в День, когда Бог, по благовествованию моему, через  Христа Иисуса, будет судить тайные дела людей.

***

Навпаки, слава і честь і мир всякому, хто робить добро, по-перше, іудею, потім і елліну!

Бо Бог не зважає на особу.

Ті, які, не маючи закону, согрішили, поза законом і загинуть; а ті, які під законом согрішили, за законом осудяться  (бо не слухачі закону праведні перед Богом, а виконавці закону виправдані будуть, бо коли язичники, що не мають закону, з природи законне роблять, то, не маючи закону, вони самі собі закон: вони показують, що справа закону в них написана в серцях, про що свідчить їхня совість і думки їхні, які то звинувачують, то виправдовують одна одну) в той день, коли, за моїм благовістям, Бог буде судити таємні діла людей через Іісуса Христа.

Епископ Александр (Милеант):

Создавая человека, Бог начертал в его сердце нравственный закон, который через голос совести подсказывает человеку, что добро и что зло. Если бы человек остался в своём изначальном невинном состоянии, этого внутреннего морального закона было бы достаточно для руководства в жизни. Однако по причине греховной повреждённости нравственное сознание людей помрачилось; тогда-то и явилась необходимость в дополнение к внутреннему закону дать людям ещё и писанный закон, который в более конкретной и ясной форме наставлял бы их правильно поступать. С этой именно целью Бог дал евреям заповеди, написанные в Священном Писании.

В сущности эти богооткровенные заповеди учат человека тому же, что внушает ему внутренний голос совести. Однако поскольку богооткровенные заповеди выражают волю Божию с предельной ясностью и конкретностью, то нарушение их является неизвинительным нарушением воли Творца. Поэтому тем иудеям, которые сознательно нарушали волю Божию, следуют и бòльшие наказания сравнительно с теми, кто грешат по неведению.

С другой стороны, поскольку Божии заповеди требовали бòльшего нравственного совершенства и, следовательно, бòльших усилий, то иудеям, преуспевающим в добродетельной жизни, полагалась и бòльшая награда сравнительно с язычниками, которые жили по своим примитивным и нетребовательным сердечным влечениям.

Как награды, так и наказания бывают внутренними и внешними. Делая добро или исполняя свой нравственный долг, человек чувствует внутреннее удовлетворение, особую умиротворённость и радость. Это — его внутренняя награда и преддверье блаженной жизни, которую он получит в Царстве Небесном.

Равным образом и своё наказание за соделанный грех человек пожинает, во-первых, внутри — в угрызениях совести, в чувстве тяжести, смятения и скорби, которые сопровождают всякое нарушение норм, Богом установленных.

Опять же, сознательное нарушение писаных заповедей является бòльшим грехом, чем нарушение велений совести. Поэтому оно и влечёт с собою бòльшие внутренние страдания. Полное же воздаяние за свои преступления грешник получит уже после всеобщего суда Божия.

Если в этой временной жизни справедливость часто нарушается, то в будущей она полностью восторжествует, и каждый получит по делам своим. Эту идею апостол выражает словами, которые несколько раз повторяет: «Нет лицеприятия у Бога».

Во второй главе разбираемого нами послания мы находим очень ценные мысли относительно спасения. Некоторые люди думают, что спасутся только те, кто принадлежит к их вере, а остальные, как заблуждающиеся, погибнут. Например, католики думают, что спасутся только католики, баптисты — что только баптисты, и т.д.

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо учесть, что спасение, понимаемое в смысле избавления от вечного осуждения, это не то же, что степени блаженства в Раю. Правильная вера и благодатные дары, подаваемые в истинной Церкви, дают возможность христианину достичь высокого духовного совершенства и потому большей близости к Богу и, следовательно, большего блаженства.

Что же касается спасения в смысле помилования и избавления от мучений в аду, то из приведённого здесь наставления апостола Павла видно, что могут быть спасены даже язычники, которые, не имея явных понятий о Боге, всё же поступали так, как совесть им подсказывала. «Когда же язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Об этом свидетельствует их совесть и мысли, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» (2:14-15).

Когда человек поступил правильно, то и голос совести, и его мысли одобряют его. Когда же человек поступил неправильно, то совесть упрекает его. И как бы человек ни старался оправдать себя обстоятельствами, логичностью поступка или немощью, свою совесть переубедить или заставить молчать он не может.

Правда, при повторных грехах совесть человека как бы притупляется и замолкает. Поэтому иногда может казаться, что у некоторых преступников совсем отсутствует совесть. Но на самом деле она есть и в них, только в приглушённом состоянии. На Страшном же суде, когда Бог выявит внутреннее состояние каждого человека, совесть каждого воспрянет с новой силой и будет нещадно корить его во веки веков. Очевидно, такое выявление совести на Страшном суде и имеет в виду апостол, сказав, что «это будет в день, когда… Бог будет судить тайные дела людей…» (2:16).

 

Чтение из Евангелия от Матфея, зачало 9, глава 4, стихи 18-23

В те времена, проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел двух братьев — Симона, по прозванию Пётр, и его брата Андрея. Они были рыбаки1) и забрасывали в море сети,

и говорит им: идите оба за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей.

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Пройдя немного дальше, Он увидел двух других братьев — Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна, — они в лодке со своим отцом Зеведеем чинили сети. Он позвал их.2)

И они, сразу же оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.3)

И ходил Иисус по всей Галилее и учил в синагогах, возвещая Благую Весть о Царстве и исцеляя народ от всяких болезней и недугов.

***

Проходячи біля моря Галілейського, Він побачив двох братів: Симона, що звався Петро, і Андрія, брата його, які закидали сіті в море, бо вони були рибалки, і каже їм: ідіть за Мною, і Я зроблю вас ловцями людей.

І вони зразу ж, покинувши сіті, пішли за Ним.

Ідучи звідти, далі побачив Він інших двох братів: Якова Зеведеєвого та Іоанна, брата його, у човні із Зеведеєм, батьком їхнім, які лагодили сіті свої, і покликав їх.

Вони, покинувши човен і батька свого, зразу ж пішли за Ним.

І ходив Іісус по всій Галілеї, навчаючи в синагогах їхніх і проповідуючи Євангеліє Царства, зціляючи всякий недуг і всяку неміч у людях.

Блаженный Иероним Стридонский:

1) Основными продуктами питания палестинских евреев были пшеница, ячмень и рыба. В Галилейском море водился крупный карп; рыбу сушили, солили или мариновали для длительного хранения. Рыбаки играли важную роль в экономике Галилеи и, по меркам того времени, неплохо зарабатывали своим промыслом, во всяком случае, гораздо больше, чем крестьяне, обрабатывавшие землю во всех концах Римской империи.

Рыболовную сеть узким концом прикрепляли к лодке, а широкий конец погружали в воду с помощью грузил (в отличие от невода в 13:47); сети, вероятно, плели из веревок, свитых из льна, папируса или пеньки.

2) Как правило, учитель не призывал учеников, а они сами выбирали себе равви.

3) По сравнению с другими простыми галилеянами, рыбаки имели более высокий доход, так что Иаков и Иоанн оставили хорошую работу. Более того, они без предупреждения оставили своего отца и семейное дело; вероятно, этот поступок вызвал большое недоумение в обществе.

Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения.

Святитель Иоанн Златоуст:

Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание. Из его слов видно, что это призвание было уже второе, — о чём можно заключить из многих признаков.

Именно, у Иоанна говорится, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн ещё не был посажен в темницу; а здесь — что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра (Ин 1:41,42), а здесь обоих сам Христос. Притом Иоанн говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: ты еси Симон, сын Ионин; ты наречешися Кифа, еже сказается Петр (Ин 1:42). А Матфей утверждает, что Симон уже назывался этим именем; именно он говорит: «видев Симона глаголемаго Петра».

То же показывает и самое место, откуда они были призваны, и многие другие обстоятельства, — например, и то, что они легко послушались Его, и то, что оставили всё: значит, они ещё прежде были хорошо приготовлены к этому.

И действительно, из Иоаннова повествования видно, что Андрей приходил в дом к Иисусу и слышал от Него многое (Ин 1:39); здесь же видим, что они, услышав одно только слово, тотчас за Ним последовали.

Вероятно, что они, сначала последовавши за Иисусом, потом оставили Его, и увидя, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идёт возвратить их к Себе.

Вот самый лучший образ ловли…

***

Печатается по изданию «Воскресные Апостольское и Евангельское чтения с объяснением Недели Всех русских святых», составленом обществом им. М.Н.Скабаллановича.

Совместно с рубрикой ЧИТАННЯ ДНЯ на проекте Отченаш.укр.

Текст службы Крещению Господню Богоявлению

Приєднані документи: 
Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Всех святых на Руси просиявших
Петров пост

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2667

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар