Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Три вопроса о Петровом посте в военное время – к епископу Обуховскому Ионе

Версия для печатиВерсия для печати
02 липня 2014 | Інтерв’ю

Любой пост — это время особенного духовного внимания к себе. Но разве до самокопания сейчас, когда наша страна живет сводками с фронтов, а место боевых действий — ее собственная территория?

Как поститься, о чем молиться? Как говорить о Христе миру в условиях, когда к Церкви каждый день предъявляются новые претензии, как справедливые, так и надуманные? Как любить ближнего, когда в этот конкретный момент ты для него — идеологический оппонент и не больше? Как оставаться в одной Церкви всем нам — часто чуждым по духу, каждому со своими взглядами и убеждениями?

Эти вопросы мы задали главе большого киевского прихода — наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря, главе Синодального отдела УПЦ по делам молодежи епископу Обуховскому ИОНЕ.

Молитва об индивидуальном сейчас должна отойти на второй план

— Владыка, в этом году Петров пост в нашей стране проходит в сложной моральной обстановке: военные действия, гибель людей, тысячи беженцев. Личные проблемы каждого из нас меркнут на фоне общей для всех беды — междоусобицы.

С какими вопросами сейчас обращаются люди к Вам — настоятелю монастыря, духовнику? Что Вы говорите прихожанам?

Петров пост, как и остальные три длительных поста, установленных Святой Церковью, важен для каждого христианина как период, в который можно сделать еще один шаг к Богу. Это время, когда Церковь создает человеку все условия для того, чтобы стать лучше, чтобы еще и еще раз попробовать измениться.

Таких сложных постов, какими были Рождественский, Великий пост, а теперь и Петров, наверное, наша страна не знала с момента обретения ею независимости. И в этот трудный период пост для нас является временем, когда мы должны максимально сосредоточиться на молитве, внимательном, вдумчивом предстоянии Богу.

О чем же молиться? Молиться о том, о чем болит сердце. Мне кажется, сейчас молитва о каких-то индивидуальных вещах могла бы отойти на второй план. Мы знаем, что совместная молитва, по слову Господа, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – особенно близка Господу, и Он ее особенно слышит. И в этот период нужно приложить все усилия для того, чтобы «едиными усты и единым сердцем» — а я думаю, они едины, — молиться о мире в нашей стране.

Родственные связи Востока и Запада Украины так переплелись, что тяжело — всем

Мне, как и всем священнослужителям Украины, постоянно приходится говорить с людьми, которые очень близко к сердцу принимают то, что происходит. И хорошо, если их переживания носят конструктивный характер, когда они скорбят вместе с народом Украины, жалеют патриотов и с той, и с другой стороны. Ведь трагизм нынешней ситуации, на мой взгляд, в том, что на передовой в большинстве своем гибнут лучшие люди – патриоты, которые, к сожалению, по-разному видят ситуацию и по-разному проявляют любовь к Родине.

Видя это, люди скорбят и просят молитв. Ведь наша страна не является каким-то расслоенным образованием, она — едина, и нет людей, корни которых исключительно на Востоке Украины или исключительно на Западе – мы все жители одного государства. И родственные связи настолько переплелись, что от смертей, от потерь, больно всем.

Наши прихожане сейчас на передовой. Больно смотреть в глаза их женам и детям

Многие наши прихожане призваны в армию. Очень больно видеть глаза их жен, детей — они в ужасе от того, что происходит. Действительно, люди жили, радовались жизни, благодарили Господа за Его благодеяния, и вдруг наступили такие жуткие события. И теперь отцы, которые растили детей и никогда не думали о том, что им когда-либо придется применить оружие, призваны в армию и исполняют свой гражданский долг за много сотен километров от дома. Причем, не просто несут воинскую повинность в безопасном месте, а зачастую даже на передовой.

Никогда не думал, что так будет — но теперь те люди, которых окормлял, венчал, исповедовал, в данный момент находятся под пулями, в любой момент могут погибнуть – это очень скорбно.

Тем более, как глава Синодального отдела по делам молодежи, я общаюсь с достаточно большим количеством священнослужителей на Востоке, на Западе, в Центре Украины. И практически все говорят о том, что гибнут их прихожане. Мы знаем, что недавно на Волыни хоронили убитых бойцов, духовенство на Луганщине отпевает своих земляков, погибших в этой братоубийственной войне…

Церковь скорбит со всеми – и с Востоком, и с Западом, скорбит и с семьями воинов украинской армии, и с семьями тех, которые ей противостоят. Возможно, такую позицию нелегко принять с политической точки зрения, но именно она – церковна.

Поэтому период Петрова поста – это время, когда мы максимально сможем реализовать себя как христиане, как молитвенники. В данный момент мы должны молиться не о своем благоденствии, не о своем благосостоянии, а обо всей нашей стране, обо всех наших людях, чтобы Господь дал как можно быстрее чаемый мир.

По тому, какие мы христиане, будут судить обо всей Церкви

– Каждый пост традиционно имеет свое предназначение. Петров считается просветительским, апостольским. Каждый христианин призван свидетельствовать о Христе. Но Украинская Православная Церковь сейчас подвергается серьезным нападкам в СМИ.

Владыка, как нам говорить о Христе сейчас, в этих условиях?

– Мне кажется, что христианину свидетельствовать о вере нужно, прежде всего, своей жизнью. Ведь если отбросить какие-то надуманные информационные поводы, которые являются явной провокацией по отношению к Церкви, то зачастую нападкам подвергаются реальные негативные стороны церковной жизни. И каждый христианин на своем месте – будь то священнослужитель или мирянин – должен задуматься, почему Господь попускает нам слышать упреки и обвинения. Каждый должен вспомнить, что мы призваны Христом быть светом для людей. И по тому, какие мы христиане, окружающие будут судить о всей Церкви Христовой, о Боге, о спасении.

Поэтому, действительно, нужно проповедовать не словом, а своей христианской жизнью. Тогда проповедь будет не голословной — в прямом смысле этого слова, а подкрепленной собственным примером.

Тем более, мы знаем слова Писания, что «тот, кто сотворит и научит, великим наречется в Царствии Божием». И «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного». В этом и состоит служение христиан.

Давать оценку действиям властей для Церкви пагубно

– Многие, в том числе и в среде верующих, упрекают Украинскую Православную Церковь за то, что она не критикует власть. Что бы Вы могли сказать верующим, если их смущает позиция Церкви по отношению к власти?

– Мне кажется, что у Церкви все же несколько иная функция, в ее задачи не входит давать оценки действиям властьпридержащих. Тем более, призывать к каким-либо действиям в сфере государственной политики.

В первую очередь, мы имеем пример Христа, Который проповедовал в то время, когда Иудея была оккупирована римлянами. И ни одного слова из уст Христа о противлении римлянам, о реализации каких-то политических амбиций израильского народа мы на эту тему в Евангелии не находим.

Мы знаем, что уподобление Христу является одной из целей жизни христианина. Как апостол говорил: «Подобны мне бывайте, как я Христу». Поэтому Церковь может призывать государство и народ только к исполнению заповедей Божьих. Собственно, это она и делает. А заповеди известны: не убей и не лжесвидетельствуй, не кради и так далее.

А давать оценку действиям властей для Церкви пагубно, потому что тем самым она вводит в соблазн тех людей, которые с данной политической оценкой согласны не будут.

Наша Церковь объемлет всю Украину – от Востока до Запада. Вся территория нашей страны является канонической территорией Украинской Православной Церкви. Поэтому, поддерживая или обличая ту или иную сторону политического лагеря, Церковь, так или иначе, вводит в соблазн или смущение сторону противоположную.

Навязывая свои взгляды ближнему, христиане разделятся — по поводу, ничего не значащему для Вечности

И еще. Я много раз говорил и сейчас повторюсь, что пост должен быть, в том числе, и информационным. От степени осведомленности самыми свежими и горячими новостями, кроме вреда душе, христианин ничего не приобретет. Потому что мы на процессы не влияем. Наше влияние происходит только в тот момент, когда мы отдаем свой голос за того или иного человека, который в политике будет представлять наши интересы. Каждый из нас свой выбор уже сделал, поэтому теперь остается молиться за человека, которого избрал народ.

Особенно хочу попросить братьев и сестер во Христе не навязывать своих политических предпочтений своему ближнему, особенно тому, кто с вами не согласен и является в политическом отношении вашим оппонентом. Этим вы его душу не спасете, но наоборот, свою душу введете в немирность, и в конечном итоге среди христиан произойдет совершенно пагубное разделение по совершенно не значащему для Вечности поводу.

Хочу еще раз попросить всех читателей портала «Православие в Украине», всех своих собратьев священнослужителей, братьев и сестер во Христе в этот пост усилить молитвы о мире. Усилить молитвы о том, чтобы всемогущий Господь Своею силою остановил наконец братоубийственную войну, чтобы мы могли в единстве в нашей любимой стране славить Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Беседовала Юлия Коминко

Читайте также:

ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Петров пост
молитва за мир в Украине

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
7199

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар